Главная страницаНовости | Нормативно-правовые акты по алкометрии: изменения, вступившие в силу, и грядущие.





Нормативно-правовые акты по алкометрии: изменения, вступившие в силу, и грядущие.     // 19.10.2010 19:26

Первая группа поправок, на которые мы обращаем ваше внимание, включает изменения, касающиеся выдачи документов на руки освидетельствуемому лицу.

В соответствии со ст. 25.1 Главы 25 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе представлять доказательства. Тем не менее, до недавнего времени важнейшее доказательство возможной невиновности водителя не было ему доступно. Водитель, прошедший процедуру медицинского освидетельствования на состояние опьянения, не получал на руки справку или протокол освидетельствования. Результат сообщался ему устно, а документ выдавался только по официальному письменному запросу, например, суда. Особенно ясной абсурдность подобного положения дел становилась в случаях добровольного обращения граждан на медицинское освидетельствование на состояние опьянения. находясь перед необходимостью подтвердить свою трезвость, водитель оплачивал освидетельствование и получал «устный результат» .

Ситуация была исправлена Решением Верховного суда РФ от 27 июля 2010 года по делу №ГКПИ10-736. Решение признало недействующим последнее предложение п. 4 Временной инструкции о порядке медицинского освидетельствования для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения от 01.09.1988 г. N 06–14/33–14: "Результаты освидетельствования сообщаются обследуемому устно, протокол освидетельствования может быть выдан (выслан) по официальному письменному запросу заинтересованных органов или учреждений."

Аналогичную проблему, созданную "Инструкцией по проведению медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством ..." (утвержденной 308-м Приказом МЗ РФ), решил Приказ Минздравсоцразвития России от 25 августа 2010 г. N 723н, дополнивший п. 19 обсуждаемой Инструкции, дополнив его предложением следующего содержания: "Копия указанной справки выдается водителю транспортного средства, в отношении которого проводилось медицинское освидетельствование."

Это — не единственная правка 308-го приказа за последние месяцы. В ближайшее время, а именно, 31 октября, вступит в силу Приказ Минздравсоцразвития от 25 августа 2010 года №724н. Этот приказ вносит в вышеупомянутую "Инструкцию по проведению медицинского освидетельствования..." следующие изменения:

а) из пункта 15 слова "Основой для вынесения заключения является наличие или отсутствие клинических признаков опьянения." исключить;
б) из пункта 16 слова «наличии клинических признаков опьянения и» и слова "(наличии абсолютного этилового спирта в выдыхаемом воздухе 0, 15 и более миллиграмма на один литр выдыхаемого воздуха)" исключить.

Как видим, эти изменения являются более существенными: они затрагивают саму суть процедуры освидетельствования. Действительно, произведя с текстом Инструкции заявленные манипуляции, получаем следующее:

"15. На основании результатов освидетельствования выносится заключение о состоянии освидетельствуемого на момент освидетельствования. В зависимости от результатов освидетельствования выносится заключение с одной из следующих формулировок: - состояние опьянения не установлено; - установлено состояние опьянения. При второй формулировке указание вещества (средства), вызвавшего опьянение, в заключении Акта не отмечается.
16. Заключение о состоянии опьянения в результате употребления алкоголя выносится при положительных результатах определения алкоголя в выдыхаемом воздухе при помощи одного из технических средств измерения, проведенного с интервалом 20 минут, или при применении не менее двух разных технических средств индикации на наличие алкоголя в выдыхаемом воздухе с использованием их обоих при каждом исследовании, проведенном с интервалом 20 минут..."

Иными словами, Минздравсоцразвития взял на себя смелость утвердить критерий состояния опьянения (алкогольного) взамен отмененного вместе с Примечанием к ст. 27.12 КоАП порога 0, 15 мг/л. Теперь для целей медицинского освидетельствования таким критерием становится «положительный результат определения алкоголя в выдыхаемом воздухе» . Положительный — это, надо полагать, любой результат, превышающий ноль?

Такой подход оставляет больше вопросов, чем ответов.
Во-первых, «положительный результат» предлагается определять не только «при помощи одного из технических средств измерения» , но и «при применении не менее двух разных технических средств индикации» . Результат, полученный с помощью средств индикации (имеющих не нормированную, а значит, сколь угодно большую погрешность!) совершенно недостоверен в области близких к нулю значений. При этом количеством приборов, будь их хоть два, хоть десять, дело не исправишь, — погрешность не станет меньше, а избирательность — выше.

Во-вторых, малый (например, 0, 06 мг/л,) «положительный результат» , даже измеренный с помощю точного профессионального алкометра, может отражать не только выпитый алкоголь, но и физиологический фон. Кому об этом и знать, как не специалистам из Минздравсоцразвития?

В-третьих, кроме процедуры медицинского освидетельствования на состояние опьянения, остается в силе процедура освидетельствования на состояние алкогольного опьянения проводимая сотрудниками ГИБДД. Для нее критерии алкогольного опьянения на сегодня нигде не прописаны — не считать же, в самом деле, критерием народную формулировку «Сухой закон» ? Если по аналогии с медицинским освидетельствованием считать признаком состояния алкогольного опьянения любое превышение нуля, то этот критерий должен быть зафиксирован в нормативных документах, регламентирующих освидетельствование на состояние алкогольного опьянения. В противном случае, у инспектора ГИБДД останется только один шанс доставить водителя на медицинское освидетельствование,- если тот сразу сам откажется от «гаишного» освидетельствования.
Rambler's Top100